Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Отрывок из трактата Шабат

К Предисловию р. Герца

К Введению р. Злотовица

Отрывок из трактата Шабат, стр. 31a по переводу и с комментариями рабби Несанеля Каснетта и рабби Давида Формана (Издание Артскролл)

Сказал Рейш Лакиш: Что вытекает из написанного: твердость твоего времени и сила избавления есть мудрость и знание; трепет перед Г-сподом [в] Его сокровищнице (Ешаяhу, 33, 6).

Контекстом этого отрывка является пророчество Ешаяhу о том, что Израиль будет спасен от угроз  Санхерива, царя Ассирии. В этом стихе Ешаяhу утверждает, что если еврейский народ желает продлить вновь достигнутый мир, он должен обрести мудрость, знание и трепет перед Г-сподом. Эти качества станут для него сокровищницей, сохраняя мир в стране (Радак, см. также Раши к этому стиху).

Слово твердость в этом стихе указывает на раздел Зераим.

Мишну составляют шесть разделов: Зераим, Моэд, Нашим, Незикин, Кодашим и Таhарот. Первый раздел, Зераим, имеет дело с законами, управляющими сельским хозяйством в Земле Израиля. В слове «эмунат» (буквально: доверие или вера) заключено указание на Зераим, поскольку в области сельского хозяйства Тора полагается на честность [твердость в выполнении заповедей] крестьянина, доверяя ему отделение установленной десятины урожая (Раши). С другой стороны, Тосефот предполагает, что крестьянин, сеющий семена, проявляет веру во Всемогущего, ибо он верит, что Всемогущий даст все необходимое, чтобы вырос урожай (цитируется по Иерусалимскому Талмуду, см. также Маhарал).

Слова твоего времени указывают на раздел Моэд.

Раздел Моэд излагает законы различных праздников и таким образом внутренне связан с концепцией времени.

Сила указывает на раздел Нашим.

Раздел Нашим имеет дело прежде всего с законами, касающимися отношений мужчин с женщинами (например это йибум, брак и развод). Слово «хосэн» (буквально: сила) напоминает слово, означающее «наследники» (см. например Таргум Онкелос к Бамидбар 26:55), и поскольку через женщин рождаются наследники, Гемара считает, что  слово «хосэн» относится к разделу Нашим (Раши, см. Маhарша).

Избавление указывает на раздел Незикин.

Раздел Незикин подробно рассматривает законы вреда, ущерба и общих денежных обязательств. Это значит, что он учит, как избавить себя от нанесения ущерба другим или от долга перед ними, появившегося иным образом (Раши).

Мудрость указывает на раздел Кодашим, а знание указывает на раздел Таhарот.

Слово «даат» используется для обозначения более глубокого уровня понимания, чем «хохма». Таким образом изучение Таhарот видится более углубленным, чем изучение Кодашим (Раши, см Раши к Бава Меция, стр. 109б, начальные слова «Ки матейт» (Когда ты доберешься); см. также Маhарша; см. Маhарал (Тиферет Исраель, гл. 10), а также Эмет леЯаков для дальнейших разъяснений).

Раздел Кодашим имеет дело с законами, относящимися к Храму и жертвоприношениям, в то время, как Таhарот объясняет законы тумы и таhары.

И все же, заключает стих, трепет перед Г-сподом - [в] Его сокровищнице. Это подчеркивает, что можно изучить все шесть разделов Мишны, но самое главное в глазах Всемогущего – это развил ли человек в себе трепет перед Г-сподом.

Если некто развил в себе чувство трепета перед Всемогущим, то он хорошо запомнит всю Тору, которую учил; Тора останется в «сокровищнице» его ума. А если нет, то то, что он учил, покажется ему менее важным и он скорее всего быстро это забудет (Раши, см. также Мэгила, стр. 6б).

К Предисловию р. Герца                                                                                                     К Введению р. Злотовица

 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments