Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Дарование Торы. П.3. С hЭарот вэБэюрим (черновик, перепечатка запрещена)

А прежде, чем приступить к глубокому изучению предмета, нам надлежит рассмотреть саму эту заповедь, ибо заповедано нам: “И возлюби ближнего своего, как самого себя”, причем выражение “как самого себя” говорит нам, что ты должен возлюбить своего ближнего в той же мере, в какой ты любишь самого себя, и ни в коем случае не меньше. Это значит, что ты обязан всегда следить за удовлетворением потребностей каждого без исключения человека из всего народа израильского по меньшей мере так же тщательно, как ты всегда следишь за удовлетворением собственных нужд, что совершенно за пределами возможного, ибо немногие смогут в течение своего рабочего дня в достаточной мере удовлетворить свои потребности; а как ты возложишь на него [обязанность] работать и утолять желания всего народа? И совершенно невозможно помыслить, что Тора преувеличивает, ибо по этому поводу предостерегает нас Тора: “[Все, что Я заповедую вам, строго исполняйте;] не прибавляй [к этому ничего] и не убавляй [от этого]” [Дварим, 13, 1], указывая тебе, что [сказанные ею] слова и [изложенные в ней] законы сформулированы со строжайшей точностью.

hЭарот вэБэюрим

34) Пояснение. Если человек придет и скажет, что понятие «любовь» зависит только от [устремления] сердца и не является практическим понятием, то на это рабейну [Бааль Сулам] хочет возразить, что благодаря тому, что сама любовь выражается не только [устремлениями] сердца, но и практическими делами, человек делает ради себя все, что доставляет ему наслаждение; так и по отношению к другому человек не может прийти и сказать, что то, что заповедано Торой, касается только сердечной склонности и не относится к практическим делам. Но [выполнение того, что заповедано,] всецело должно выражаться в практических делах, то есть в практической заботе обо всех нуждах другого. И об этом он спрашивает: как такое возможно в реальном мире?

Подробное объяснение этих слов

«И возлюби ближнего своего, как самого себя» сказано для того, чтобы [этот принцип] лег в основу [деятельности] всей общины Израиля, то есть человек должен быть как будто бы собственностью общины, и там, где нуждаются в его помощи, он должен быть готов помочь, и его должны звать на помощь. А как ему сделать из себя машину, находящуюся во власти общины, когда и у него [самого] есть [какие-то] минимальные потребности? Это и есть вопрос, который задает здесь рабейну [Бааль Сулам]. Он преподносит как факт, что община Израиля должна быть именно такой, спрашивая только, как это возможно на практике в то время, как каждый человек должен заботиться о своих минимальных потребностях? Ответ, который он дает на свой вопрос ниже, таков: если вся община Израиля без какого-либо исключения из общего правила решает ходить по этим стезям любви к другим и каждый отказывается от своего личного владения, то в любом случае будет гарантировано удовлетворение минимальных потребностей каждого человека без исключения.

Но проблема состоит в том, что, по правде говоря, на сегодняшний день община Израиля не готова к этому, и до этого еще далеко, а если так, то что же сегодня делать человеку, чтобы выполнить [заповедь] любви к другим? Путь к достижению [состояния] «И возлюби ближнего своего, как самого себя» на сегодняшний день таков: человек должен выбрать себе какое-то количество очень близких друзей, по отношению к которым он хочет выполнять заповедь «И возлюби ближнего своего, как самого себя» в максимально возможной для него мере. Но на этой стадии – не по отношению ко всему народу Израиля, потому что [народ] еще не готов к этому. Спрашивается: хотя народ Израиля еще не дорос до этого идеала  «И возлюби ближнего своего, как самого себя», почему отдельному человеку не попытаться выполнять эту [заповедь] по отношению к каждому человеку без исключения в одностороннем порядке, со своей стороны и не более того? Ответ. О выполнении [заповеди]  «И возлюби ближнего своего, как самого себя» говорится для того, чтобы, на самом деле, привести человека к состоянию любви к другим, и если он будет выполнять [то, что подразумевают] эти слова, в группе людей, каждый из которых хочет достичь той же цели, то благодаря своей работе и своей любви, он сможет ощутить прилив сил в гораздо большей степени, чем если он будет действовать в одиночку. Ибо силы других переходят также к нему. Но если он выполняет это в группе людей, заботящихся лишь о самих себе, то тем или иным путем, его объединение с ними способно ослабить и его и отвратить его от работы. Поэтому предпочтительно, чтобы он выполнял свою работу в группе людей, каждый из которых ставит ту же цель уничтожить свое Эго. И если Святой [Творец], да будет Он восславлен, предоставит ему возможность помочь людям, не принадлежащим к этой группе, то он сможет сделать это при выполнении одного из двух следующих условий: либо помощь, которую он окажет другим, не превратится для него в объединение с другими; либо он выдающийся человек способный сосредоточить свое внимание на том, какая душа у другого человека, хотя сам другой человек и не сознает этого, и тогда на него не сможет оказать воздействие зло присущее другому человеку.

Возникает вопрос: если человек работает в группе, состоящей только из людей, находящихся на высокой ступени, как же исправится таким образом весь народ Израиля? Ответ. Ведь рабейну Бааль Сулам говорит, что структуру всего мира составляют внутренняя часть и внешняя часть: 1) народы мира – это внешняя часть мира, а народ Израиля – это внутренняя часть мира. 2) Среди самих народов мира есть праведники народов мира, представляющие собой внутреннюю часть, и есть среди них разрушители, считающиеся внешней частью. 3) Среди самого народа Израиля есть не соблюдающие Тору и заповеди, считающиеся внешней частью, и соблюдающие Тору и заповеди, считающиеся внутренней частью. 4) Среди соблюдающих Тору и заповеди есть занимающиеся только открытой Торой, и они являются внешней частью, и есть занимающиеся внутренней частью Торы, и они являются внутренней частью. 5) В каждом человеке есть точка Святости, означающая любовь к другим и веру в Г-спода и представляющая собой его внутреннюю часть, и есть любовь к себе, представляющая собой его внешнюю часть. И говорит рабейну Бааль Сулам: усилия человека должны прилагаться внутри него самого и не снаружи него самого, чтобы укрепить его внутреннюю часть  по сравнению с его внешней частью. И такова его работа на протяжении семидесяти лет его жизни. И насколько успешно он это делает, настолько укрепляется внутренняя часть всего мира. И таким образом укрепляются все перечисленные нами ступени внутренней части по отношению к ступеням внешней части. И поэтому он вызывает возвышение сокровищницы внутренней части Торы над внешней частью Торы, а также возвышение сокровищницы соблюдающих Тору и заповедей над не соблюдающими Тору и заповеди, а также возвышение сокровищницы Израиля во всем мире и так далее. А если, Б-же упаси, его внешняя часть берет верх над его внутренней частью, то это вызывает укрепление перечисленных нами ступеней внешней части. И таким образом он своими собственными руками вызывает принижение сокровищницы внутренней части Торы, которую народ Израиля почитает за внешнюю часть Торы, и не обращает своего сердца к любви к Г-споду и трепету перед Г-сподом и так далее. И вызывает он увеличение накоплений тех, кто трансформируют религию и становятся соблюдающими религию, извращенную и подобную нежеланной вещи. И вызывает он принижение сокровищницы Израиля во всем мире, пока народы мира не уничтожат нас, а мы, тем не менее,  будем считать ее нежеланной вещью и нечистотами, лежащими на поверхности земли.

С другой стороны, упомянутая выше группа, о которой мы говорили, что она основывается на [заповеди] «И возлюби ближнего своего, как самого себя», должна естественным образом расширяться со временем и вбирать в себя все больше и больше людей готовых пожертвовать собой ради другого, исполняя [заповедь] «И возлюби ближнего своего, как самого себя». Пока со временем эта группа не сможет вобрать в себя весь народ Израиля.

***

Следовательно человек должен удовлетворять нужды своего друга точно так же, как он заботится об исполнении своих собственных нужд. Это значит, что если у него есть три друга, он должен стремиться к удовлетворению их повседневных нужд, как своих, и он должен прилагать усилия к тому, чтобы делать все необходимое для удовлетворения их нужд. То есть если у них проблемы с деньгами, он должен делить свои деньги так, чтобы каждому досталась равная доля. Если же они больны, он должен позаботиться об их здоровьи. Если у них проблемы с обучением детей, то он должен заниматься с их детьми точно так же, как он занимался бы со своими.

По этому поводу спрашивает Бааль Сулам: как такое возможно? У человека в распоряжении всего лишь двадцать четыре часа, в течение которых он должен обеспечивать своих домашних всем необходимым, выплачивать необходимые платежи и изучать Тору; как же он может взять на себя заботы о нуждах других? Ведь отсюда явствует, что даже самым необходимым человек должен делиться со всеми, ибо здесь не говорится ни о каких послаблениях. И тем не менее, хотя у человека нет уверенности в удовлетворении своих минимальных потребностей, когда речь идет о небольшой группе; ведь у него нет в распоряжении большой группы людей, которые бы заботились о его нуждах; он все же должен делать столько, сколько в его силах.

***

Рассмотрим немного подробней концепцию «И возлюби ближнего своего, как самого себя»: когда Тора говорит: «И возлюби ближнего своего, как самого себя», это означает, что в той же мере, в какой человек заботится об обеспечении своих собственных потребностей, на него возложено также заботиться об обеспечении потребностей его ближнего. Но не имеется в виду, что если человеку достаточно одного хлеба, то он должен дать другому только хлеб. Ибо если человек дает другому то, что требуется [только] ему самому, то это любовь к себе, а не любовь к другому, а любовь к другому обязывает стараться понять, каковы черты характера другого, и воспринять другого таким, каким является он, и не думать: «Его черты характера – такие же, как мои». И удовлетворять нужно его потребности, а не то, как я понимаю, какие [мои собственные нужды] требуют удовлетворения. Обобщая это, говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Точно так же, как у [людей] нет похожих лиц, у них нет и похожих помыслов» [изложение написанного в Вавилонском Талмуде, трактат Санhедрин, стр. 38А]; следовательно нет двух сынов Адама, у которых бы были одинаковые нужды. А раз так, то невозможно любить другого, не относясь с уважением к отличиям его [желаний] от своих, и не исполнять их. Например, если меня совершенно не интересуют вопросы еды, а я должен удовлетворять потребности другого, нуждающегося в каком-то определенном питании, то я должен именно интересоваться, что он любит, и удовлетворять эти его потребности, предоставляя ему то, что он любит.

Следовательно суть дела не в том, что человек заботится о себе таким же образом, как он должен заботиться о другом, но подобно тому, как он заботится о себе, он должен заботиться о другом.

Наши мудрецы, да будет память о них благословенна, привели в связи с этим крайний пример: если человек, потерявший состояние, привык к тому, чтобы раб бежал перед ним, нужно позаботиться о нем и обеспечить, чтобы этот глупый обычай был исполнен для него, или мне самому нужно бежать перед ним [см. Вавилонский Талмуд, трактат Кэтубот, стр. 67Б]. И когда я на это смотрю, это кажется мне глупым и неожиданным, но, в любом случае, если он лишился состояния и для него этот раб является минимальной потребностью, то с точки зрения закона «И возлюби ближнего своего, как самого себя», я должен ему это обеспечить, несмотря на то, что мне это желание представляется странным. И не только обеспечить это ему, но также низойти до его сокровенных нужд, понять его и уважать эти его потребности.

В наши дни это можно сравнить с человеком, являющимся миллиардером, лишившимся состояния и привыкшим к роскошной машине с личным шофером; если это так, то исходя из принципа любви к другим, я должен позаботиться об удовлетворении этой его потребности. Наши мудрецы, да будет память о них благословенна, приходят и сообщают нам [истину] необычайно глубокую и соответствующую природе вещей: поскольку в природе человека понимать необходимость удовлетворения минимальных нужд, то это значит, что если у человека есть есть семья с десятью детьми и их основные потребности не удовлетворены, то каждый понимает, что необходимо разбиться в лепешку, чтобы обеспечить им прожиточный минимум. И это воспринимается человеком исходя из здравого смысла, благодаря сравнению с собой, ведь если бы он был в такой ситуации, он бы, несомненно, хотел поправить дела. И следовательно, таким образом, причиной того, что человек помогает этой семье, является не Б-жья заповедь, а заповедь его собственного Эго. Ибо это воспринято человеческим разумом и обретено человеком как желание. Поэтому наши мудрецы, да будет память о них благословенна, как уже говорилось, привели пример с рабом, который должен был бежать впереди [человека], чтобы подчеркнуть, что истинное выполнение [заповеди] «И возлюби ближнего своего, как самого себя» должно подчиняться воле Б-жьей а не человеческому пониманию. И поэтому мы говорили, что человек должен выбрать себе какое-то количество друзей и служить им в соответствии с принципом «И возлюби ближнего своего, как самого себя», друзей равных ему, не нуждающихся людей, не выдающихся людей, не погрязших в грехах, но людей того же ранга, что и он.

Разумеется, не запрещено помогать нуждающимся семьям; дело обстоит совершенно наоборот, раз Святой [Творец], да будет Он восславлен, оказывает человеку самую разнообразную помощь, в чем бы он ни нуждался. Но человек должен знать, что истинная суть служения Г-споду проявляется только тогда, когда он делает то, что совершенно противоположно его здравому смыслу. Точно так же в Торе существуют многочисленные заповеди, связанные с бедняками: «И если случится, что обеднеет брат твой ...» [Вайикра 25, 25] и тому подобные, и ясно, что по закону Торы Община Израиля должна прийти к полному равенству, без частной собственности, и поэтому Тора требует, чтобы человек помогал всякому нуждающемуся и заботился о том, чтобы в общине не было нуждающихся, и все это обусловлено общей заповедью «И возлюби ближнего своего, как самого себя». Только нужно знать, что эта заповедь позволяет человеку установить связь с Творцом, когда он делает то, что противоположно его здравому смыслу. И если он делает то, что соответствует желанию, согласующемуся с его здравым смыслом, то он не соединяется с Творцом. И разница между заповедью, выполняемой по желанию, согласующемуся со здравым смыслом человека, и заповедью, выполняемой в результате установления Б-жьего, безгранична, ибо заповедь, выполняемая по желанию, согласующемуся со здравым смыслом человека, лишь закрепляет его на человеческом уровне, а он пришел в мир не для этого, так как пришел он в мир, чтобы в результате своих действий прилепиться к Творцу. То же говорит рабейну Бааль Сулам в одном из своих Предисловий: «Ибо подобно тому как осел создан для того, чтобы служить не ослам, находящимся на том же уровне, а человеку, который выше него, так и человек создан не для того, чтобы служить сынам Адама, находящимся на том же уровне, а Творцу, который выше него». Конец цитаты.

Отсюда мы учим, что когда человек действует в соответствии со своей природой, он не является рабом Г-сподним. А то, что на улице кого-то называют добрым человеком или праведником, является серьезной ошибкой, так как публика судит только по делам, но в этом суждении нет истинного знания, постигающего их причину. А на самом деле, человек, которому в силу его альтруистической природы присущи исключительно желание давать и доброта, не есть праведник и не есть добрый человек, но подобно тому, как обезьяна лазит по деревьям, так и он занимается тем, к чему его вынуждает его естество. Но когда заповедь противоречит здравому смыслу человека, и вместе с тем, он заставляет себя выполнять ее, потому что такова воля Б-жья, тогда он считается находящимся в единении с Творцом. Но большинство сынов человеческих совершенно этого не понимает, так как в большинстве своем сыны человеческие не чувствуют себя обделенными из-за того, что они не приблизились к Б-гу, и у них нет страстного желания это сделать; так или иначе, для них достаточно стремиться создать общество людей праведных и честных. Но практика показывает, что если человек заботится только о существовании такого общества, он никогда не сможет этого достичь. Ибо это стремление создать общество людей праведных и честных недостаточно зажигательно для каждого человека, чтобы уступить больше того, что достаточно для их Эго, и это доказано на практике. Но если человек будет стремиться прилепиться к Создателю Вселенной, то эта идея будет достаточно зажигательной для претворения в жизнь труднейших вещей. И поэтому все попытки человеческого общества добиться, чтобы люди жили праведной и честной жизнью, на сегодняшний день потерпели полный провал.

И уже мы видели на практике людей, которым присущи самопожертвование и великая доброта, но в момент , когда они должны были совершить маленькое действие, противоречащее их здравому смыслу и природе, они отступались. Например, человек, которому присуще исключительно желание давать, и раздающий столько денег на благотворительность, будто это вода, неспособен поздороваться с человеком, которого он не может терпеть. Дополнительный пример: человек, стремится к тому, чтобы жизнь его была исполнена Святости по отношению к другим и достигает личных результатов, а на практике даже наносит ущерб своей душе ради других. А когда дошел он до заповеди Торы: «Когда попадется тебе птичье гнездо на дороге ... отпусти мать, а птенцов возьми себе» [Дварим 22, 6 - 7], взбунтовался он против Г-спода и его Машиаха. Так как он не был способен никаким образом воспринять заповедь Б-жию, противоречащую его альтруистическому здравому смыслу.

Итак, если человек не служит Б-гу, то 1) он не может добиться, чтобы общество состояло из честных и праведных людей; 2) он также не добьется главной цели, а именно прилепиться к Создателю Вселенной.

Необходимо отметить следующее: сказанное нами ранее, что человек должен удовлетворять потребности другого, не означает, что он должен удовлетворять дурные потребности человека, появившиеся в результате душевных расстройств или болезней, потому что в таком случае [люди] должны стараться помочь ему выздороветь. А что относится к душевным расстройствам и что – к легитимным желаниям, устанавливает Тора.

Спрашивается: ведь этот богач лишился состояния по воле Б-жьей, а раз так, то если я удовлетворяю его потребность, то, на первый взгляд, это противоречит воле Б-жьей!? Этот вопрос касается также семьи в весьма стесненных обстоятельствах: если Святой [Творец], да будет Он восславлен, низвел их до такого положения, почему я должен идти против Его воли? Ответ. Этот вопрос появляется в Гемаре, трактат Санhедрин (глава 11), когда он задается рабби Еhуде hаНаси. Ответ был таков: Святой [Творец], да будет Он восславлен, ввергает человека в нищету, чтобы научить его окружение совершать альтруистические деяния и давать. Возможно [Всевышний вверг] человека в нищету, пытаясь [научить] его преодолевать трудности и в этом заключается его служба Г-споду, но, по воле Б-жьей, заповедано тем, кто вокруг него, делать все возможное, чтобы помочь ему встать на ноги. И не только это: они должны верить, что он стал неимущим только ради них, чтобы научить их альтруистическим деяниям.

Но необходимо отметить, [что возникает вопрос]: разве сам человек, оказавшийся в стесненных обстоятельствах, может сказать о себе: такова воля свыше, и не нужно пытаться улучшить ситуацию? Например, если человека обеднел, разве он должен с этим смириться и не пытаться поправить свое материальное положение? Конечно, о себе он не должен говорить, что если такова воля Г-сподня, то значит так должно быть, но он должен пытаться поправить свое положение, и следовательно так же нужно поступать и по отношению к ближнему.

По поводу любви к народу Израиля необходимо дать некоторые разъяснения, исходя из того, что мы наблюдали у великих людей Израиля. Например рабби Йицхак из Вурки [1], бывший соучеником Адмора из Коцка [2] (оба учились в [польском городе] Пшисуха), говорил: пока я не стану любить последнего преступника Израиля так, как я люблю своего ребенка, еще не будет считаться, что я добился выполнения заповеди «И возлюби ближнего своего, как самого себя». Если я чувствую, что в глубине души в какой-то мере предпочитаю своего ребенка любому другому человеку из народа Израиля – это знак того, что я еще не не достиг состояния «И возлюби».

Отсюда мы видим, насколько интенсивной была работа этих людей, к чему они стремились – высота их устремлений [приводила к тому, что они ставили себе целью] возлюбить каждого из народа Израиля не меньше, чем своего ребенка. Такая любовь в природе вещей и не является примитивной. Ибо любовь к детям естественна и существует также и среди животных, и человек недостоин называться именем «человек» [только] из-за любви к детям. Но человек заслуживает называться именем «человек», если он способен любить другого, как своего ребенка, с такой же нежностью и готовностью мгновенно встать на его защиту.

Концепция «И возлюби ближнего своего, как самого себя», как объяснял рабейну Бааль Сулам, есть концепция, скрываемая от большей части общества и это странно и весьма удивительно. Было бы понятно, если бы мудрецы скрывали «тайны», относящиеся к высшим мирам, Имена Святого [Творца], да будет Он восславлен Имя, состоящее из 42 букв, или Имя, состоящее из 72 букв и т.д., но то, что, как выполнять заповедь «И возлюби ближнего своего, как самого себя», скрыто от изучающих Тору и от всего народа Израиля, - это весьма поразительно, и такова страшная и ужасающая реальность, в которой мы живем.

Служение Г-споду с каждым поколением становится все более и более трудным, ибо это связано с чистотой душ. В прежних поколениях души были чище и возвышенней. По мере смены поколений души становятся все ниже. Поэтому такая элементарная и простая вещь, как «И возлюби» совершенно скрыта даже от изучающих Тору, знаменосцев еврейства. И для нас это является признаком великого изгнания и тьмы.

----------------------------------
Примечание переводчика
[1] Рабби Йицхак из Вурки - рабби Йисраэль Йицхак Калиш из польского города Варка (1777 – 1848) основоположник хасидской династии Вурка или Вурки, наиболее известное ответвление этой династии – Амшинов.
[2] Адмор из Коцка (Коцк – город в Польше), рабби Менахем Мендл Моргенштерн (1787 – 1859) – основатель хасидской династии Гур (Гер) (по названию города Гура-Кальвария в Польше)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments