Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Ответ Колпачкову

Противники массового изучения Каббалы действительно говорят об этом. Мол Каббалу запрещено учить, пока в совершенстве не знаешь открытую Тору. А кто может сказать, что в совершенстве изучил открытую Тору. И вообще изучающий Каббалу может легко сбиться с пути и, в частности, испытывать из-за этого страдания. Вполне можно понимать текст Бааль Сулама таким образом.


Однако нужно твердо понимать, о чем здесь Бааль Сулам говорит и о чем он не говорит.


Во-первых, существует тайная Тора и открытая Тора. Тайную Тору запрещено раскрывать. Например об этом говорит стих Мишлей “Слава Б-жия – облекать дело тайною”, а также Мишна, трактат Хагига, глава 2, мишна 1: «Не объясняют о запрещенных половых отношениях троим, о Маасэ Бэрэйшит – двоим, о [Маасэ] Меркава – одному, разве что он мудрец и понял своим разумом». Этот запрет Бааль Сулам неукоснительно соблюдал и никогда не призывал к изучению тайной Торы. Призывал же он к изучению материала, ранее относившегося к тайной Торе, а теперь раскрытого в силу изменеия обстоятельств (см. Раскрытие [одной] крупицы [истины] и сокрытие двух, Публикация первая и Публикация вторая.)


Во-вторых, существует проблема обращения к Каббале людей, не имеющих понятия об иудаизме. Эта проблема распадается на две части.


Часть первая: неевреи. С одной стороны, еврейский закон запрещает евреям обучать неевреев иудаизму, за исключением экстремальных случаев, когда из-за этого, например, пострадает обучение евреев. Запрещается и агитировать неевреев переходить в иудаизм. Однако вся литература доступная всем евреям доступна и неевреям, так что нееврей, если он желает, может с ней ознакомиться, а затем он уже сам поступит по велению своего сердца. К чему все это в конце концов приведет, Бааль Сулам пишет в статье Взаимная ответственность пп.20, 24, 28, что когда евреи достигнут такого уровня, что реализуется духовный потенциал прихода Машиаха, народы мира достигнут уровня евреев, стоявших на горе Синай и получивших Тору. Но это зависит от успехов самих евреев, и таким образом, этот вопрос носит вторичный характер, и Бааль Сулам в переведенной части Предисловия его не рассматривает.


Часть вторая: евреи, отошедшие от иудаизма или родившиеся в нерелигиозных семьях. Работа ортодоксальных евреев по возвращению таких евреев в лоно иудаизма называется Кирув. Так вот, с одной стороны, из-за того, что эти евреи частенько не знают ничего об открытой Торе и пытаются изучать Каббалу, они могут сбиться с пути и попасть в лапы шарлатанов, например говорящих, что неважно, будешь ли ты выполнять заповеди в этом мире, что неважно, преподаешь ли ты Каббалу евреям или неевреям, и несущих тому подобную ересь. Поэтому те, кто работает в области Кирува, должны и учить своих подопечных Еврейскому Закону, и объяснять Хумаш.


С другой стороны, если не использовать в этой работе элементы Каббалы, то она обречена на неудачу. Пример – работа движения Хабад. В 1950 году, когда Любавическое движение возглавил последний Любавический ребе Менахем Мендл Шнеерсон, община в центре этой организации в Краун Хайтс боролась за то, чтобы на службе был миньян. Теперь у нее сотни тысяч последователей во всем мире. Почему, потому что любавические хасиды вводят в изучение Торы элементы Каббалы. Об этих проблемах Бааль Сулам в Предисловии не писал, ибо, как мы сейчас увидим, их решение зависит от решения других проблем.


А писал он о проблемах религиозных евреев, потому что в конце Предисловия к книге Зоар он выстраивал такую пирамиду: вверху религиозные евреи, внизу -нерелигиозные; вверху евреи, внизу – народы мира, Таким образом, если решить проблемы религиозных евреев, то проблемы нерелегиозных евреев будут решены как следствие этого. И если решить проблемы евреев, проблемы неевреев будут решены как следствие этого. Поэтому в первой части Предисловия к Учению о десяти Сфирот Бааль Сулам сосредоточился на проблемах религиозных евреев. В частности, он писал о проблемах изучения Торы.


Изучение Торы распадается на две части: изучение подрастающим поколением в еврейской школе и изучение Торы теми, кто уже закончил еврейскую школу.


Естественно, Бааль Сулам считал, что в еврейской школе нужно изучать и Хумаш, и Еврейский Закон, и Каббалу. Остановимся вкратце на двух темах: изучение еврейского Закона и изучение Каббалы.


Евреи серьезно изучают Еврейский Закон либо систематически изучая Талмуд, либо взяв за основу свод законов. Существует два наиболее авторитетных свода законов. Первый был написан в тринадцатом веке Рамбамом и называется он Мишне Тора. Второй свод написал рабби Яаков бен Ашер в четырнадцатом веке. Он называется Арбаа Турим (Четыре ряда, по Шемот 28, 17). Одним из методов изучения Еврейского Закона является систематическое изучение этого свода с комментарием Бет Йосеф, написанным рабби Йосефом Каро в шестнадцатом веке и с другими комментариями. Например одно из изданий этого свода (LCCN 97827878) состоит из 22 увесистых томов.


Теперь сами подумайте, могут ли относиться Ваши слова про людей, не знающих открытой Торы, к человеку, прошедшему такой курс обучения? Наверняка, нет.


Об изучении Каббалы в еврейской школе. Я как-то занимался Танией (трудом по Каббале основоположника движения Хабад рабби Шнеура Залмана из Ляд) с любавическим раввином, между прочим, сыном редактора английского перевода Тании. Так вот он признался мне, что если в школе не было уроков Тании, то он бы точно отошел от иудаизма, потому что тогда не было бы ясно, зачем это все надо.


Однако об этих проблемах Бааль Сулам не писал в Предисловии к Учению о десяти Сфирот, сосредоточившись на более важных проблемах. Дело в том, что еврей, окончив еврейскую школу, продолжает изучать Тору всю жизнь. И вот на этом периоде Бааль Сулам сосредоточил все свое внимание, потому что, если изменить учебный процесс этих людей, то они изменят учебный процесс в школе как следствие этого.


Так вот для людей, прошедших курс обучения, Рабби Йосеф Каро в 1560-тых годах написал справочник по Еврейскому Закону Шульхан Арух, чтобы разгрузить их от занятий Еврейским Законом и оставить больше времени для занятий Каббалой. Так вот последователи Бааль Сулама являются сторонниками изучения Еврейского Закона людьми, уже прошедшими курс обучения, по этому справочнику с обращением к первоисточникам – Талмуду и Мидрашу.


Кроме того, еврей должен прочитывать недельное чтение Торы, по одному мнению, на иврите и арамейском; по другому мнению – на иврите с комментарием Раши; по третьему мнению – делать и то, и другое. Этого Бааль Сулам ни в коем случае не отменял.


Речь идет об оставшемся, основном времени изучения Торы. И здесь говорится о разногласиях между Бааль Суламом и последователями Виленского Гаона. Говоря об этом, нужно понимать, что школа Виленского Гаона имеет огромные заслуги в области изучения Талмуда, Мидраша и Еврейского Закона вообще. И вес этих заслуг многократно превышает вес разногласий, о которых идет речь. Кроме того, если бы не эти достижения, не было бы школы Бааль Сулама, так как Бааль Сулам например десятки лет изучал Талмуд, в том числе основываясь на достижениях школы Виленского Гаона, да и рав Барух Ашлаг хорошо знал этот материал, иначе не получил бы он смихи из рук рабби Зоненфельда и рава Кука.


Так вот последователи Виленского Гаона считают, что основное внимание следует уделять изучению Талмуда, причем это обязанность поголовно всех еврейских мужчин, несмотря на то, что Виленский Гаон написал важнейшие книги по Каббале, которые его последователи как правило не изучают.


Бааль Сулам же считает, что так, как изучают Талмуд последователи Виленского Гаона, его обязаны изучать только те, кто имеет к этому способности, и в любом случае, основное внимание должно уделяться Каббале. Важно правильно понимать, о чем написано в книгах по Каббале, не впадать в материализацию и не раскрывать тайны Торы, если их знаешь. Вот о чем здесь идет речь. А то, что люди будут страдать потому, что не знают других областей Торы в совершенстве, то об этом противники Бааль Сулама говорят, но это явный перфекционизм.

Теперь о страданиях. Вы абсолютно правы, «Как соль подслащает мясо, так и страдания очищают грехи человека» [Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр. 5а]. И страдания толкают человека на путь Торы.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments