Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Б. Ашлаг. Шамати. Статья 129

Что такое степень веры в своего рава
Я слышал это от моего господина, отца, учителя и рава, да будет память о нем благословенна [т.е. от Бааль Сулама] в 5703 [1942-1943] году
 
hЭарот вэБэюрим

415)
Наш господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна [т.е. рав Барух Ашлаг], говорил, что это общая и основополагающая статья, и поэтому в нее надо заглядывать ежедневно. Ведь согласно этой статье, во всем служении Г-споду человек полагается на знания своего рава; следовательно, какова степень веры человека в величие своего рава, в такой степени он ходит путями служения Г-споду. И поэтому человек должен каждый день добавлять новое и увеличивать степень веры в своего рава, и это он может делать, используя эту статью в качестве руководства.

[Начало текста рава Баруха Ашлага]

Известно, что существует верный путь и неверный путь. Значение названия «верный» устанавливается по значению родственного слова «поверил» в стихе «И поверил он в Г-спода» (Бэрэйшит 15, 6). Говорит Таргум: И положился, ведь когда рав говорит ученику, чтобы тот шел верным путем, то в самых общих чертах, верным называется совершенство, а неверным – когда нет совершенства и не достает исправлений; в этом случае ученик должен положиться на слова своего рава, что бы тот ни говорил ему для того, чтобы он шел по верному пути, называющемуся совершенством. Что же это за совершенство, обретя которое человек должен действовать? Это означает, что сам человек должен представлять, будто он уже удостоился совершенной веры в Г-спода и органами своими он уже ощущает, что Творец управляет всем миром как «Добрый и Творящий добро» [Теhилим 119, 68], то есть все в мире обретают от Него, да будет Он восславлен, только добро.

hЭарот вэБэюрим

416)
Ученик должен полагаться на слова своего рава, [говорящего]: 1) что Творец действительно управляет всем миром как Добрый и Творящий добро; 2) сутью служения, возложенного на него, является то, чтобы он сам мог представить, будто он это уже видит воочию; [служение] также основывается на повседневной вере в это, чтобы он вел себя так, будто он на самом деле видит, что Творец управляет как Добрый и Творящий добро.

[Продолжение текста рава Баруха Ашлага]

И хотя когда он смотрит на себя, он видит, что он наг и ему всего не хватает, и точно так же, когда он смотрит на мир, он видит, что весь мир испытывает страдания, и каждый в соответствии с его уровнем [1]: то об этом ему следует говорить, как написано: «Есть у них глаза, и не увидят» [Йирмеяhу 5, 21], ибо у них означает, что пока человек находится в общем владении [2], что называется «у них», то «не увидят» истины.

А что такое общее владение? Это два желания. То есть пока у человека есть два желания, хотя он и верит, что весь мир принадлежит Творцу, но он думает, что человеку тоже что-то принадлежит, считается, что он еще находится в общем владении. Поскольку, на самом деле, человек должен уничтожить собственное владение ради владения Святого [Творца], да будет Он восславлен, и сказать, что человек ради себя не хочет существовать, и он хочет существовать всецело для того, чтобы доставить удовольствие Творцу. Следовательно, таким образом он отказывается от собственного владения абсолютно всем, и тогда человек оказывается в частном владении, а именно во владении Святого [Творца], да будет Он восславлен. И только тогда он может воистину увидеть, как Творец управляет миром, обладая свойством быть Добрым и Творящим Добро. Но пока человек находится в общем владении, то есть у него еще есть два желания [служить Творцу и себе], то будь то на уровне мозга или на уровне сердца, он не в силах увидеть истину, но он должен идти выше разума и сказать: «есть у них глаза», но «они не увидят» истину.

hЭарот вэБэюрим

417)
Основополагающим принципом, приводимым в этой статье, является то, что человек должен верить, когда его рав говорит, что Творец управляет будучи «Добрым и Творящим добро» несмотря на то, что это противоречит, тому, что он понимает [своим разумом], и тому, что он видит. И в соответствии с той картиной [Б-жественного Провидения], которую рисует ему его вера, он должен жить на протяжении всего дня, самым конкретным образом: делами, речами и помыслами. И тогда считается, будто он удостоился совершенной веры в Г-спода, и он во всем видит, как все хорошо. С такой картиной в своем воображении он должен ходить целый день. А кто обязывает его так думать? Вера в своего рава, то, что его рав сказал ему так поступать. Ибо пока он не уничтожил своего разума и своего желания перед Творцом, он должен верить несмотря на то, что он видит, что реальность противоположна тому, во что он верит; а с того момента, как его разум и его желания будут уничтожены, он также увидит то, [во что он верит].

Следовательно концепция частного владения и общего владения призвана продемонстрировать причины, мешающие ему увидеть Провидение Г-спода, да будет Он восславлен, как [действия] «Доброго и Творящего добро». Ибо пока он живет, чтобы служить самому себе, он не может этого увидеть, так как Г-сподь, да будет Он восславлен, установил, что на человека, находящегося под властью желания получать, возлагаются страдания. А когда он станет жить для того, чтобы служить Творцу, он увидит Г-спода, да будет Он восславлен, как «Доброго и Творящего добро». А до этого он должен верить в своего рава и представлять себе реальность иною, чем он ее видит, соответствующей его вере, и жить в ней.

[Продолжение текста рава Баруха Ашлага]

И из сказанного
вытекает, что когда человек смотрит на себя и хочет узнать, что сейчас у него: период спада или подъема, то и этого он не может узнать. То есть он думает, что находится в состоянии спада, и это неверно, поскольку, возможно, у него в это время период подъема, то есть он видит свое истинное положение, как он далек от Святого служения, и следовательно сейчас он приближается к истине.

hЭарот вэБэюрим

418) То есть он думает, что находится в состоянии спада. Ощущение в состоянии спада состоит в том, что чувствует себя злодеем – грешником, эгоистом, себялюбцем, и совершенно никак не принадлежит Творцу; и об этом наш господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна [т.е рав Барух Ашлаг], говорит, что это неверно.

419) И следовательно сейчас он приближается к истине. По сути дела, ему с Небес дают увидеть истину. Следовательно А) его удостоили важной вещи, ибо истина – это очень важная вещь; Б) с Небес ему оказывают наибольшее внимание, ибо то, что он ощущает себя злодеем, является Благодатью, которой Г-сподь, да будет Он восславлен, наделяет его, чтобы продвинуть его вперед.

[Продолжение текста рава Баруха Ашлага]

А может быть, наоборот, он сейчас ощущает себя в возвышенном состоянии, а на самом деле, он сейчас находится под властью получения ради самого себя, что называется спадом.

hЭарот вэБэюрим

420) Он сейчас находится под властью получающего ради самого себя,
то есть, по сути дела, его Я все больше возвеличивается и растет.

[Продолжение текста рава Баруха Ашлага]

И только
тот, кто уже находится в частном владении, может различить и познать истину. И поэтому человек должен полагаться на знания своего рава и верить в то, что его рав ему говорит. То есть он должен вести себя так, как его рав заповедал ему поступать. И хотя он видит множество мнений и видит множество указаний, которые не согласуются [буквально: не «всходят на одном стебле» (Бэрэйшит 41, 5) вместе] со знаниями его рава, тем не менее он должен полагаться на знания своего рава и говорить, как бы он ни понимал и что бы он ни видел в других книгах не совпадающего со знаниями его рава, он должен говорить, что пока он находится в общем владении, он не может понять истины, и не может, увидеть в написанном в других книгах то, что на самом деле, там говорится. Ибо известно, что пока человек еще не удостоился [постижения], его Тора становится для него смертельным ядом.

А почему для того, кто не удостоился [постижения], его Тора становится смертельным ядом? Это происходит по той причине, что никакие указания, которые он учит или слышит, не принесут ему такой пользы, чтобы он мог удостоиться состояния жизнь, представляющего собой слияние с Жизнью Жизней, но как раз наоборот, то есть с каждым разом он будет все больше отдаляться от слияния, поскольку все, что он делает, служит только нуждам тела, называющегося получающим ради себя.

hЭарот вэБэюрим

421)
Пока человеком властвует себялюбие, он будет смотреть на Тору через очки себялюбия, и поэтому Тора становится для него смертельным ядом, так как ему не извлечь из Торы истинных слов, но лишь ложные слова, предназначенные для удовлетворения его желания получать. И поэтому, занимаясь Торой, он не может опираться на собственное понимание, но он должен слепо полагаться на познания своего рава. А если что-то из других книг видится ему неизвестным для его рава, то это происходит потому, что он неспособен понять, что в них пишут, как уже говорилось. Следовательно взгляд человека, будь то на реальность или на изучение Торы, должен опираться на познания его рава. И отсюда явствует и становится понятным, что означает «Сделай себе рава» [Мишна, трактат Авот, глава 1, мишна 6], что это вынужденное действие. Пояснение: все статьи в этой книге говорят не о людях, которых к чему-то принудили, а о людях, посвятивших свои жизни цели достичь соединения с Творцом и уже лично ощущающих зло, заключенное в желании получать, и ищущих такого человека, кто бы мог им помочь достичь этой цели. И хотя каждый человек в начале своего пути находится под властью себялюбия и [изучает Тору и выполняет заповеди] не ради самой [Торы], тем не менее эти люди, благодаря испытанным ими страданиям, обладают душевной готовностью в какой-то мере прислушиваться к идее [делать это] ради самой [Торы], и им не достает ощущения присутствия Г-спода, да будет Он восславлен, и они в какой-то мере осознают присущее им зло. Но большинство людей ни в какой мере не являются приверженцами такого подхода, поскольку большинство людей удовлетворяются практическим выполнением Торы и заповедей и не более того и не желают изучать их внутреннюю часть.

[Продолжение текста рава Баруха Ашлага]

И это является состоянием разделения, то есть благодаря своим деяниям он все больше отделяется от Жизни Жизней; что само по себе называется смертельным ядом, потому что это несет ему смерть, а не жизнь, поскольку с каждым разом он все больше отдаляется от альтруистического состояния, называющегося качественной идентичностью Творцу, от состояния «как Он милосерден, так и ты милосерден» [измененная цитата из Вавилонского Талмуда, трактат Шабат, стр. 133Б].

hЭарот вэБэюрим

422)
Итак, в первой части статьи наш господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна [т.е. рав Барух Ашлаг] объясняет, насколько велика роль рава в жизни человека, [посвященной] служению Г-споду. И прежде всего из этой статьи необходимо заключить, что истинный рав – это только такой человек, который удостоился единства всех своих деяний и помыслов с Г-сподом и уже находится в частном владении. И поэтому человек должен координировать всю свою жизнь со своим равом, исходя из веры в величие своего рава; и это означает, что если его тело [т.е. эгоистическое желание] указывает ему одно, а его рав говорит ему другое, то он должен вести себя и думать противоположным образом, чем его тело предписывает ему, но в соответствии с тем, что ему говорит его рав.

И приводит наш господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна [т.е. рав Барух Ашлаг] два примера, [иллюстрирующие] это: А) Человек видит, что страдает и дела у него обстоят не важно, и мир также страдает и дела у него обстоят не важно, а он должен [заставить себя] думать так, чтобы его мысли соответствовали той реальности, которую его рав рисует ему, что противоречит тому, что он видит; а реальность, которую видит его рав, - это то, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, управляет им и всем миром как «Добрый и Творящий Добро». Б) Иногда человек думает, что находится в состоянии спада, ибо голова его и сердце его полны чуждых мыслей и влечений, а когда голова его и сердце его полны святых помыслов и влечений, он думает, что находится в состоянии подъема. И он должен верить своему раву, что дело не всегда обстоит так, поскольку, быть может, то, о чем он думает, что это спад, является подъемом, ибо с Небес ему желают показать, как велико зло, заключенное в нем. А то, о чем он думает, что это подъем, на самом деле, есть спад, ибо в это время он находится под властью удовольствия, которое он испытывает, и ему не присуще альтруизма.

А на самом деле, эти два примера приводятся для того, чтобы сказать одно: что когда человек чувствует себя в состоянии спада, тогда он испытывает великие страдания, и он должен тогда верить, что все вызывается «Его желанием облагодетельствовать Свои творения», так как ему хотят дать ступень осознания зла.

А также если он иногда видит в Святых книгах или слышит от разных людей, считающихся великими людьми, вещи, не согласующиеся с тем, что его рав сказал ему, тем не менее, он всегда должен по-прежнему опираться о стол своего рава и верить, что неспособен понять внутреннюю часть написанного в Святых Книгах. Ибо поскольку он находится в общем владении, то в каждой книге из тех, куда он заглядывает, он видит только то, что нравится желанию получать, и Тора его является смертельным ядом, и он неспособен увидить вещи в их истинном свете. И лишь его рав, уже находящийся в состоянии слияния с Г-сподом, способен увидеть глубинную истину в любом месте и при любых обстоятельствах.

Общий итог: эта статья предназначена для серьезных людей, понявших, что поскольку любой их жизненный цикл представляет собой [замкнутый] круг себялюбия, то единственное, что они могут выбрать, чтобы вырваться за пределы этого круга – это положиться на человека, находящегося за пределами этого круга, и получить от него помощь. В этой статье он объясняет, почему этот выбор единственный, так как всю Тору они учат с точки зрения себялюбия, и поэтому они преуспеют в своем возвышении только с помощью свечения, которое они получат от этого человека, ибо оно является эликсиром жизни. Этот человек готов каждый раз дать им по капле этого полезного [эликсира], чтобы направить их в сторону исправления их мотивации (каваны). Отсюда мы учим, что вера в своего рава есть вынужденная мера.

В настоящее время рава в лучшем случае используют, чтобы получить hалахическое решение, и поэтому обращаются к раву с вопросами о том, что разрешено и запрещено, кошерно и некошерно, чисто и нечисто. Но здесь говорится не о таком раве. Кроме того, значительную часть ответов сегодня можно получить из компьютерных баз данных. В других случаях люди обращаются к раву, чтобы получить благословение и совет по поводу инвестиций на фондовой бирже, по поводу вступления в брак и различных дел. В этой статье не говорится о раве, который используется для получения информации, благословения или совета по вопросам, с которыми человек сталкивается в материальном мире. Но о том, как человек сам хочет изучить все от начала и до конца и достичь слияния с Г-сподом, о человеке, желающем изменить свое состояние на противоположное, чтобы стать дающим вместо получающего; о человеке, желающем порвать с материальным и прилепиться к духовному, который может получить поддержку и обрести нужное для этого свечение от имеющего на это полномочия рава; и это, на самом деле, является основным значением изречения «Сделай себе рава». И именно в этом заключается великая новая идея, которую принес миру Бааль Шем Тов, концепция рава и учеников, предназначенная для того, чтобы привести ученика к слиянию с Г-сподом, да будет Он восславлен.

В этой статье Ребе, да будет память о нем благословенна, передает нам то, что он слышал от Бааль Сулама. Сам Бааль Сулам был учеником величайших людей способных сжечь весь мир, настолько велика была их святость, и для них отношения рава и ученика были весьма серьезным делом. Ученики были великими и рав был великим. Рав выполнял свою обязанность наставлять ученика, он освещал ученику его путь и и проливал свет на то, что ему было необходимо в зависимости от обстоятельств, в которых находился ученик, часто серьезно [его] критикуя. А ученик, со своей стороны, выполнял свою обязанность уничтожить свое я перед равом всегда, когда требовалось. Таков был дух и в Бейт-Мидраше рабейну Бааль Сулама. Рабейну Бааль Сулам наставлял каждого из своих учеников индивидуально, подвергая основательной и болезненной критике. Но в Бейт-Мидраше Ребе, да будет память о нем благословенна, атмосфера была иной. Он больше говорил о служении Г-споду вообще, не обращаясь ни к кому индивидуально. И каждый получал из его речей то, что соответствовало его обстоятельствам.  Он говорил мне, что не хочет ради учеников ничего конкретизировать или обращаться к кому-то с индивидуальной критикой, если ученик не обращается к нему, ибо это предназначается для великих людей. И поскольку обстоятельства учеников были иными, он не делал замечаний, разве что если ученик обращался к нему с просьбой о помощи. Да и когда ученик обращался к нему, он смотрел внутрь него, чтобы увидеть, каково его истинное желание, и отвечал соответственно.

Следовательно индивидуальные наставления применимы к людям, которые постоянно работают сами и находятся в затруднительном положении, и это затруднительное положение воистину приводит их к раву, и они молят, крича из глубин своего сердца: «Укажи мне путь!»

И тут возникает важнейший вопрос: рабейну Бааль Сулам говорит в одном из своих писем, что душа человека, по-настоящему прилепившаяся к Г-споду, да будет Он восславлен, нисходит в мир раз в десять поколений. А если так, то возникает вопрос: неужели остальные девять поколений лишены возможности прилепиться к истинному раву? И что в нашем поколении должен делать тот человек, у кого нет такого истинного рава, находящегося в абсолютном слиянии с Г-сподом, да будет Он восславлен, все желание которого – доставить Г-споду удовольствие; разве он совершенно лишен возможности «сделать себе рава»? Разве заповедь «веры в своего рава» совершенно не относится к нашему поколению? Или может быть, человек обязан исследовать весь мир, пока не найдет такого человека?

На это нужно ответить так: А) Несомненно, если человек достоин быть у истинного рава, то это желательно. Но если нет такого человека, то на это у хасидов есть поговорка: если человек уничтожает свое Я перед посохом, то посох преображается, чтобы стать его равом, а совершить уничтожение собственного Я – это совершить исправления того, кто уничтожает свое Я.  Имеется в виду, что прежде всего нужно довольствоваться имеющимся, радоваться тому, что есть. Как написано (Дварим 26, 3): «И приди к Священнику, который будет в эти дни», ибо каждое поколение имеет своих судей [как показал Моше Святой [Творец], да будет Он восславлен,  (Вайикра Рабба 26, 7)]. И если человек по-настоящему прилепился к [другому] человеку, даже если у самого этого человека нет духовных постижений, он уже может считать его равом. Как писал рабейну Бааль Сулам раву Менахему Эдельштейну, да будет память о нем благословенна: «Ибо постигнув смысл книг [буквально: соединившись со смыслом книг], ты соединишься и со мной». Следовательно, постигнув внешним разумом идеи, содержащиеся в книгах, уже можно установить связь и с внутренним содержанием. Так же и уничтожение собственного Я перед человеком, не обладающим постижениями [буквально: внешним человеком], установившим связь с внутренним содержанием, уже дает представление о внутреннем содержании. То же касается нашего господина, учителя и рава, да будет память о нем благословенна [т.е. рава Баруха Ашлага], не было у него ничего своего [3], а все было исключительно от его отца. И все его обновления и добавления основывались на том, что он изучал у своего отца. Он даже ни разу не просил как-то выделить свои нововведения; наоборот, на уроках он говорил: на самом деле, по этому вопросу можно было бы сказать то-то и то-то, но что я могу сделать, если мой господин, отец, учитель и рав, да будет память о нем благословенна, [т.е. Бааль Сулам], не говорил этого? Следовательно он уничтожал собственное я перед своим отцом, и для него не было никакого самостоятельного существования. И следовательно тот, кто прилеплялся к нему, в сущности, прилеплялся к его отцу.

Б) Во многих статьях наш господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна, [т.е. рав Барух Ашлаг], пишет о том, что «Он дает мудрость разумным» [Даниэль 2, 21], так как человек, желающий стать мудрецом, уже считается мудрецом, разберись, что он имел в виду. А раз так, то человек, желающий прилепиться [к Г-споду], уже связан с состоянием слияния [с Ним], и его можно считать равом.

В) Наш господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна, [т.е. рав Барух Ашлаг], всегда говорил о себе такие слова: «Я всего стою столько, сколько меламед в хедере», имея в виду, что он сам является не истинным равом, а человеком, изучающим Тору и обучающим других подобно тому, как это делает меламед, обучающий маленьких детей. А если нет истинного рава, то и меламед, обучающий внутренней Торе надлежащим образом, пригоден для того, чтобы уничтожить [перед ним] собственное Я и прилепиться [к нему]. Однако кроме условия, что он существует, необходимо выполнения другого условия: чтобы у него, по крайней мере, было желание достичь слияния [с Творцом] и чтобы он желал уничтожить свое Я [перед Ним]. Но если у него нет такого желания, но он, на самом деле, занимается удовлетворением своего желания получать, он не может быть равом.

[Окончание текста рава Баруха Ашлага]

Кроме того
нужно знать, что когда человек действует в правой [линии], то это время пригодно для того, чтобы притянуть Высшую Благодать, поскольку благословенный прилепляется к Благословенному. Поскольку человек, находящийся в состоянии совершенства называется благословенным, благодаря этому состоянию он теперь качественно идентичен [Творцу], так как признаком совершенства является то, что человек радуется, иначе нет совершенства. И об этом говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Псахим, стр. 117А: «Шхина пребывает только среди радости заповедующего», что объясняется так: потому, что причиной, вызывающей радость [человека] является заповедующий. То есть то, что рав заповедал ему быть в правой линии, означает, что он выполняет заповедь рава, то есть то, что рав отвел ему определенное время быть в правой линии и определенное время быть в левой линии. Ведь левая линия скрыта от правой, так как левая линия считается временем, когда он оценивает себя и начинает смотреть, что же он уже обрел служением Г-споду, и видит, что он наг и ему всего не хватает, а раз так, то как же он может быть в состоянии совершенства? Тем не менее благодаря заповеди рава он действует выше разума; следовательно все его совершенство и вся его радость строится на том, что выше разума. И это называется верой.

И в этом суть
[написанного] (Шемот 20, 21): «Во всяком месте, где дозволю упомянуть Имя Мое, приду Я к тебе и благословлю тебя». Во всяком месте – это даже, если он еще не достоин благословения, тем не менее «приду Я к тебе и благословлю тебя». По той причине, что ты отвел место, что означает место радости, в его пределах может пребывать Высший Свет.

hЭарот вэБэюрим

423)
Следовательно, хотя человек еще не достоин, то есть альтруистическое желание еще не укоренилось в нем, тем не менее, поскольку он заставил себя поступать выше разума и радоваться, он уже таким образом обрел соединение с Творцом, и в нем может пребывать Высший Свет.

--------------------
Примечание переводчика
[1] Выражение «каждый в соответствии с его уровнем» приведено по-арамейски. Наиболее близкое выражение с тем же значением встречается в книге Зоар к Хаей Сара п.123: Приходи и посмотри (сейчас будет показано), сколько мест устроено Святым [Творцом], да будет Он восславлен, в Его Мире, и во всех них есть дома для проживания праведников, каждого без исключения, в соответствии с его уровнем, как ему подобает. А также в Тикуней Зоар, Тикун 44: И еще [в стихе Берейшит 1, 11 говорится]: «древо плодоносное» – это средняя колонна [Сфирот Кэтэр, Тифэрэт, Есод и Мальхут]; «приносящее плод» - это праведник; «в котором семя его на земле» - это Шхина, ибо все семена содержатся в ней, и здесь [предписывается], чтобы заповедь «Плодитесь и размножайтесь» выполняли и отцы, и потомки, и об этом написано (Ешаяhу 45, 18): «[Ибо так сказал Г-сподь, Сотворивший  Небеса: Он – Б-г; и Он создал землю и сотворил ее;] не пустою сотворил Он ее, а чтобы заселить»; а тот, кто отказывается [от выполнения заповеди] «Плодитесь и размножайтесь», подобен снова превращающему эту землю в засушливую, и покинут ее благословения, каждое в соответствии с его уровнем: каждый, кто причиняет вред внизу, причиняет вред и вверху, в месте, где ответвляется его душа.
[2] Общим владением называется получающий ради получения, см. Ор Шалом к Введению в Мудрость Каббалы, п.51
[3] Выражение «не было у него ничего своего» приведено по-арамейски. Наиболее близкое выражение с тем же значением встречается в книге Зоар к Бэхукотай, п.22: Приходи и посмотри, ведь о нищем мы учили, кто он и каково место его {т.е. это Мальхут, когда она не соединяется с Зеир Анпином}. Какова же причина этого? Причина заключается в том, что у нищего нет ничего своего, лишь то, что ему дают; так же и у луны {которая есть Мальхут} нет ничего своего, только то, что дает ей солнце {которое есть Зеир Анпин}. А также в Зоар Хадаш к Ахарэй Мот, п.99: Другое объяснение. «Счастлив понимающий бедняка, в день бедствия спасет его Г-сподь» [Теhилим 41, 2]. «Или обретет он Твердыню Мою, заключит он мир со Мной, мир заключит он со Мной» [Ешаяhу 27,5]. Приходи и посмотри [сейчас будет показано], что бедняком называется человек, у которого нет ничего своего, и он не просит ни пруты ни у какого человека, и он скромен и не сообщает о своих невзгодах ни одному человеку. И в час невзгод он начинает враждовать со Всевышним и говорит: Быть может, я грешу больше любого человека в мире; один человек очень богат, дом его полон золота и серебра, а у меня никогда нет ни пруты; нет у меня ни хлеба, чтобы поесть, ни одежды, чтобы надеть. {И так он продолжает распаляться}, пока не согрешит перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен. И поэтому {говорит Святой [Творец], да будет Он восславлен}: Всякому человеку, который обретет Твердыню Мою, окажу Я милость, заключит он мир со Мной, мир заключит он со Мной. {Ибо Я больше не буду враждовать с ним}.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments