Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к Учению о 10 Сфирот, п. 35 (черновик, перепечатка запрещена)

И вот еще что объясняется [в Тикуней Зоар]: И Руах Элоким (Дух Б-жий) носился над водою [Бэрэйшит 1, 2]; что такое Руах Элоким? Это, несомненно, [говорится] только о времени, когда [Святая] Шхина низошла в изгнание, этот Дух покоится на тех, кто занимается Торой, ибо [Святая] Шхина пребывает на них. Объяснение этих слов таково: это происходит во время изгнания , когда [сыны] Израиля еще занимаются Торой и заповедями не ради самой Торы, но если они находятся в том состоянии, в котором от «не ради самой Торы» он приходит к «ради самой Торы» [Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига, глава 1, hалаха 7; см. п.11], то ведь Шхина пребывает среди них, но в состоянии изгнания, потому что он еще не пришел к «ради самой Торы», и, как говорилось выше, это соответствует сути рабыни Святости [см. п.33]. И об этом сказано: ибо [Святая] Шхина пребывает среди них, то есть в сокрытии, но в конце концов они должны удостоиться раскрытия Шхины. И тогда Дух Царя Машиаха носится над занимающимися и побуждает их прийти к «ради самой Торы», что соответствует сути слов: «Свет, заключенный в Ней, возвращает их на путь истинный» [Эйха Рабба, Введение, часть вторая], что помогает и подготавливает пребывание [среди них] Шхины, которая является госпожой [Мишлей, 30, 23, в состоянии раскрытия]. Однако если, Б-же упаси, эти занятия не ради самой Торы неспособны привести их к «ради самой Торы», по уже упоминавшимся причинам, то Шхина пребывает в горести и говорит: Всякая плоть – сухая трава [Ешаяhу 40, 6]; все они подобны животным, поедающим сухую траву. Пояснение: среди занимающихся Торой отсутствует этот Дух человеческий, поднимающийся вверх, но застряли они в состоянии животного духа, нисходящего вниз. И объясняют там [наши мудрецы] причину: «вся милость ее – как цветок полевой» [Ешаяhу 40, 6]. И даже все добро, что делают те, кто изучают Тору, они делают ради собственной выгоды; то есть все их занятия Торой и заповедями – ради их выгоды и ради их самоуслаждения, и, Б-же упаси, неспособны занятия Торой привести их к «ради самой Торы»; и об этом сказано там: В то же время, «И помнил Он, что плоть они, Дух уходит и не может вернуться» [Тэhилим 78, 39] в мир, и это есть Дух Машиаха. Пояснение. Дух Машиаха не носится над ними, а уходит от них и не может вернуться; ибо нечистая рабыня заставляет их Тору служить себе и наследует своей госпоже, как уже говорилось, потому что они не находятся на пути перехода из состояния «не ради самой Торы» в состояние «ради самой Торы», о чем уже упоминалось. И поэтому там делается вывод: «и это из-за тех, кто делают Тору сухой, и не хотят заниматься Мудростью Каббалы». Объяснение этих слов:  ибо хотя они безуспешно занимаются открытой Торой, потому что в Ней нет Света и Она сухая, по скудости их разума (см. выше, в п.16, начиная со слов «И сказанным») тем не менее, они ведь могли бы преуспеть, занимаясь изучением Каббалы, потому что Свет, заключенный в Ней, облачен в Одеяния Святого [Творца], да будет Он восславлен то есть в Святые Имена и Сфирот, и таким образом они легко могли бы достичь состояния «не ради самой Торы», приводящего их к «ради самой Торы», и тогда бы Дух Б-жий носился над ними, что является сутью слов «Свет, заключенный в Ней, возвращает их на путь истинный»; однако они никак не хотят изучать Каббалу; и об этом сказано: Горе тем, кто приводят к нищете, засухе, грабежам, убийствам и разрушениям в мире; и этот исторгающийся Дух – это Дух Машиаха, как сказано: это Руах hаКодеш (Дух Святости), и это Дух Хохмы и Бины (Мудрости и Разумения) и т.д. [Ешаяhу 11, 2].

Ор Шалом

Однако если, Б-же упаси, эти занятия не ради самой Торы неспособны привести их к «ради самой Торы», по уже упоминавшимся причинам,
то есть из-за недостатка веры.

Дух человеческий, поднимающийся вверх, то есть вся его мотивация – «ради самой Торы». Духа, нисходящего вниз, вся мотивация которого – ради собственной выгоды.

Пояснение... Над ними – над всеми людьми, занимающимися исключительно «не ради самой Торы» и совершенно не думающими о том, что «не ради самой Торы» должно привести их к «ради самой Торы», - Дух Машиаха не носится. И нет Духа, побуждающего прийти к «ради самой Торы».

Потому что в Ней нет Света и Она сухая; нет иной причины того, что, Б-же сохрани, в Торе нет Света, кроме скудости их разума; то есть они неспособны извлечь из Торы Свет, который побудил бы их прийти к «ради самой Торы».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments