Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Р. Еhуда Ашлаг. Введение в мудрость Каббалы, п.57 (черновик, перепечатка запрещена)

предыдущий пункт                                                                                                                                 следующий пункт

И знай, что в этих трех Парцуфах Гальгальта, АБ и САГ дэАдам Кадмон даже нет еще зачатка четырех миров Ацилут, Брия, Ецира и Асия, ибо даже место для трех миров Брия, Ецира и Асия не было еще различимо здесь; ведь внутренний Парцуф [мира] Адам Кадмон простирался до Нэкуда дэОлам hаЗэ (до точки Этого Мира), а также не раскрылся еще Источник желаемого исправления, по причине которого произошел Цимцум, ибо все, что требовалось от Цимцума, произошедшего в Бхине Далет, - это исправить ее, чтобы ей не было присуще никакого качественного отличия [от Маациля] при получении ею Высшего Света (как говорилось выше, в п.14). И значит, чтобы создать тело человека из этой Бхины Далет и при помощи его занятий Торой и заповедями ради того, чтобы доставить удовольствие его Создателю, он должен превратить силу получения присущую Бхине Далет в ее противоположность так, чтобы она действовала из альтруистических побуждений, и в результате добиться того, чтобы получение стало качественно идентично абсолютно альтруистическому действию, и тогда наступит Гмар Тикун (завершится исправление), так как Бхина Далет таким образом снова будет сосудом получения Высшего Света, а также будет находится в абсолютном слиянии со Светом, совершенно без какого-либо качественного отличия [от Него]. Об этом уже говорилось. Но до настоящего момента еще не раскрылся Источник этого исправления, ибо для этого человек должен вобрать в себя и высшие ступени, которые находятся выше Бхины Далет, чтобы был он готов совершать добрые дела, характеризующиеся как альтруистические. И если бы человек исходил из обстоятельств присущих Парцуфам [мира] Адам Кадмон, то он весь состоял бы из ступени Халаль Пануй (пустого пространства), ибо Бхина Далет, которая должна была бы быть источником тела человека, вся находилась бы ниже Раглей (ног) [мира] Адам Кадмон, пребывая в состоянии Халаль Пануй вэРэйкан бэли Ор (пустого пространства свободного от Света) и будучи качественно противоположной Высшему Свету, характеризуясь поэтому как ступень отделения [от Него] и смерти. И если бы человек был создан из нее, то он был бы совершенно неспособен исправить свои действия, ибо не были бы ему присущи даже искры альтруизма и был бы он подобен животным, так как им совершенно не присуще никакого альтруизма, поскольку всю свою жизнь [они живут] только ради самих себя. И был бы подобен он Рэшаим (злодеям, грешникам), погрязшим в желании получать ради себя, и даже добро, что они делают, ради себя они делают. Ибо сказано о них: Рэшаим при жизни своей называются мертвыми, будучи качественно противоположными Жизни Жизней.

Ор Шалом

И знай, что в этих трех Парцуфах Гальгальта, АБ и САГ дэАдам Кадмон даже нет еще зачатка четырех миров Ацилут, Брия, Ецира и Асия, ибо даже место для трех миров Брия, Ецира и Асия не было еще различимо здесь; что означает «место [миров] Брия, Ецира и Асия»? Смысл имени «Брия» ясен, исходя из смысла содержащего родственное слово выражения «леВар мэhамаДрега» (вне ступени), а место вне ступени, назыается также Халаль Пануй (незаполненное пространство), и это означает, что [сосуд Халаль Пануй] желает получать ради получения, чего еще не было. Ведь внутренний Парцуф [мира] Адам Кадмон, то есть Гальгальта, простирался до Нэкуда дэОлам hаЗэ (до точки Этого Мира). Мы учили, что Цимцум Бет (второй запрет) налагается ниже Табура, что называется НэhИ (Нэцах, hОд, Есод). Однако не на все НэhИ был наложен запрет, но но от Бины дэНэhИ и ниже. И там образовался Халаль Пануй вэРэйкан миКоль Ор (пустое пространство, свободное от какого-либо Света) и именно он называеттся местом БИА (Брия, Ецира и Асия). Напротив, во внутреннем Парцуфе [мира] Адам Кадмон Свет распространялся до Мальхут дэНэhИ. {Как мы учили выше о десяти Сфирот дэСоф, им светит Свет Хасадим со свечением Хохма.} И только ниже [Мальхут дэНэhИ] был Халаль Пануй. А также не раскрылся еще Источник желаемого исправления, по причине которого произошел Цимцум, ибо все, что требовалось от Цимцума, произошедшего в Бхине Далет, - это исправить ее, чтобы ей не было присуще никакого качественного отличия [от Маациля] при получении ею Высшего Света; возникает вопрос: на первый взгляд, такое уже было, ибо три Парцуфа Гальгальта, АБ и САГ, получили с альтруистической мотивацией; если так, то почему он говорит: «не раскрылся источник желаемого исправления»?

Ответ. В трех Парцуфах Гальгальта, АБ и САГ исправились те части, что могли получать [Света] с альтруистической мотивацией, однако в [другую] часть желания получать [эти Парцуфы] не могли получать и поэтому она осталась неисправленной, с мотивацией ради получения.

И как мы учили по рисунку, Его желание облагодетельствовать Свои творения состояло в том, чтобы [дать] сто процентов удовольствия, и ради этого Он создал сто процентов ощущения нехватки. И когда Свет светил в сосуд, эта ситуация называлась именем «Заполняющий все сущее». Затем сосуд наложил запрет [на получение], поскольку он хочет, чтобы весь Свет светил при наличии у него альтруистической мотивации, а не [мотивировался собственно] желанием получать. А раз так, то после того, как, поскольку часть сосудов осталась с мотивацией ради получения, как уже говорилось, раскрытие цели Творения в трех Парцуфах Гальгальта, АБ и САГ оказалось невозможным по причине недостатка сосудов, как же исправить эти сосуды? И происходит это именно с помощью человека, как будет объяснено ниже.

Дополнительное объяснение. О трех Парцуфах Гальгальта, АБ и САГ мы учили, что Мальхут, являющаяся ступенью получающего ради получения, использовала только возможности Масаха (экрана) и Ор Хозер (возвращающегося Света). То есть она отвергала Свет и благодаря этому постигала Тэт Ришонот (первые девять Сфирот). Однако внутрь ее собственной ступени светил не Ор Яшар (прямой Свет), а только один Ор Хозер. А Маациль желал, чтобы ступень собственно получающего ради получения была исправлена, став Парцуфом, у которого бы были Кэлим дэОр Яшар (сосуды, предназначенные для прямого Света), называющиеся альтруистическими сосудами, и чтобы он получал Ор Яшар.

И исправление этих недостатков прозошло посредством Цимцум Бет (второго запрета) рядом способов. Улучшение первое. Мальхут приобрела структуру Парцуфа. И это первый раз произошло в мире Нэкудим благодаря тому, что Мальхут постигла альтруистические сосуды. То есть сначала Мальхут использовала Парцуф Зеир Анпин только как Масах и Ор Хозер, как уже говорилось. Однако благодаря Цимцум Бет, Мальхут дэЗеир Анпин поднялась к Бине дэЗеир Анпин. И поскольку мы говорим в основном о ступени Гуф, а Бина дэГуф называется Хазэ, то мы учим, что Мальхут подняласть к Хазэ дэЗеир Анпин.

То есть то, что находится от Хазэ деЗеир Анпин и ниже и называется НЭhИ (Нэцах, hОд, Есод), попало под власть Мальхут, {и она как будто стала состоять из этих НЭhИ}. И это объясняется так: эти НЭhИ пребывают в темноте, совершенно без Света, поскольку находятся под властью Мальхут, называющейся получающим ради получения. Затем мы учим, что благодаря Свету Гадлут («большого, взрослого состояния» [Парцуфа]), Мальхут нисходит обратно на свое место, под Есод дэЗеир Анпин. Благодаря этому [также] низошел Цимцум (запрет [получать Свет]), и уничтожилась тьма, лежащая на НЭhИ дэЗеир Анпин, и Мальхут дэЗеир Анпин смогла пользоваться сосудами НэhИ.

Однако здесь мы учили новое. По закону «Нет исчезновения в духовном», Мальхут дэЗеир Анпин еще пребывает в Хазэ и не низошла. А говоря, что она низошла, мы имеем в виду лишь ступень Цимцум (запрета [получать Свет]), налагаемого на нее, - именно она спустилась вниз. И поскольку НЭhИ дэЗеир Анпин сначала попали под власть Мальхут, то и теперь они остаются под ее властью, и она может их использовать. И из них строится Парцуф Мальхут, называющийся отделившейся Нуквой.

Следовательно без Цимцум Бет Мальхут могла использовать [Зеир Анпин] только как Масах и Ор Хозер, а благодаря Цимцум Бет, она приобрела сосуды Высшего и сама оказалась построенной как Парцуф и может получать с альтруистической мотивацией. И мы должны знать, что все построение Парцуфа Мальхут является подготовительным действием, осуществляемым ради человека, корень которого происходит из Мальхут, чтобы он смог обрести альтруистические сосуды.

Улучшение второе. Мы учили, что в мире Нэкудим произошла Швират hаКэлим (разбиение сосудов). И это значит, что сосуды получили ради получения. И Парцуфы диКдуша (чистые Парцуфы, буквально: Парцуфы Святости) [миров] Ацилут, Брия, Ецира и Асия очистили часть разбитых сосудов, сделав их [сосудами] Святости, и исправили их, превратив их мотивацию в альтруистическую. Однако часть они не смогли очистить. И она называется «Лев hаЭвэн» (каменным сердцем), пребывающим под властью Клипот (нечистых сил).

И эту ступень можно исправить только с помощью человека, поскольку, чтобы совершить это действие, должны существовать две противоположности в одном носителе. Пояснение. Ибо в Святости не пользуются истинным желанием получать, так как это желание не могут испытывать из альтруистических побуждений, а с другой стороны, истинное желание получать пребывает среди Клипот (нечистых сил), никак не соприкасаясь со Святостью, то есть Клипот желают пользоваться этим [желанием], несмотря на то, что не могут это делать из альтруистических побуждений. Если так, то возникает вопрос: как истинное желание получать может войти в Святость, если это две противоположности? И как могут быть возможны две противоположности в одном носителе?

Ответ. Это возможно именно при наличии человека, пребывающего в материальном мире, которому явлено время; поэтому у него две противоположности могут существовать в одном носителе, и происходит это благодаря тому, что они приходят [туда] в разное время. То есть до тринадцати лет человек пребывает под властью [миров] Ацилут, Брия, Ецира и Асия дэКлипот и состоит из желания получать ради получения, и нет в нем никакой Святости, и он пользуется этим [желанием]. По достижении тринадцати лет посредством Торы и заповедей он может исправить желание получать, чтобы оно обрело альтруистическую мотивацию. {Обо всем этом смотри в Предисловии к книге Зоар, пп. 10, 11}. И об этом написано: И значит, чтобы создать тело человека из этой Бхины Далет, называющейся получающим ради получения, и при помощи его занятий Торой и заповедями ради того, чтобы доставить удовольствие его Создателю, то есть он должен просить в награду за свои занятия Торой и заповедями, чтобы ему дали альтруистическую мотивацию; он должен превратить силу получения присущую Бхине Далет в ее противоположность так, чтобы она действовала из альтруистических побуждений, и в результате добиться того, чтобы получение стало качественно идентично абсолютно альтруистическому действию, и тогда наступит Гмар Тикун (завершится исправление), так как Бхина Далет таким образом снова будет сосудом получения Высшего Света, а также будет находится в абсолютном слиянии со Светом, совершенно без какого-либо качественного отличия [от Него]. Но до настоящего момента еще не раскрылся Источник этого исправления, поскольку ступень получающего ради получения на деле еще не проявилась {а как можно исправлять, когда еще не раскрылась порча?}, так как мы учили о десяти Сфирот дэСоф, что они, как известно, представляют собой ступень получающего ради получения, ибо Мальхут создает на них Соф (устанавливает предел) и Сиюм (прекращает [получать в них Свет]). То есть она не желает пользоваться ими и получать в них, так как не хочет быть получающим ради получения. И она является ступенью «сидел и не не совершил грех – это как будто исполнил заповедь» [несколько измененная цитата из Вавилонского Талмуда, трактат Кидушин, стр. 39Б]. Раз так, то получения ради получения, являющегося ступенью Халаль Пануй (пустого пространства), реально еще не существовало, но [все] до Мальхут десяти Сфирот Соф называется Святостью.

В первый раз сосуды захотели получать ради получение во время Цимцум Бет (наложения второго запрета) (и в этом заключается второе улучшение, заключающееся в том, что раскрылась порча, о чем уже говорилось), произошедшего в Парцуфе САГ [мира] Адам Кадмон. Мы учили, что его Мальхут десяти Сфирот дэСоф поднялась к Бине десяти Сфирот дэСоф и от Бины до Мальхут впервые образовался Халаль Пануй (незаполненное пространство), называющийся местом [миров] Брия, Ецира и Асия. И таким образом эти сосуды хотят пользоваться желанием получать ради получения. Затем мы учим, что в мире Нэкудим произошла Швират hаКэлим (разбиение сосудов), так как там они получили ради получения и поэтому разбились и низошли в место Халаль Пануй. И в мирах Ацилут, Брия, Ецира и Асия их часть очистилась и превратилась в Святость, но часть не смогла очиститься.

Как уже говорилось, возникает вопрос: кто должен обрести те ступени, что смогли получать не с альтруистической мотивацией, а только ради получения?  Разве не верно, что если будет не хватать какого-то сосуда, то не будет доставать какого-то Света, предназначенного для этого сосуда, и тогда Замысел Творения не сможет полностью раскрыться? Если так, то кто должен обрести эти ступени? Человек, как уже говорилось.

{И таким образом становится понятным то, что говорилось во Вступлении к книге Зоар: все процессы, что мы изучаем, то есть все наложенные Цимцумим (запреты), а также распространение и исторжение Светов, - все это происходит только ради душ. Следовательно Его желание облагодетельствовать Свои творения предназначается только для душ. И заключенным в них первоначалом является душа Адама hаРишон (буквально: первого человека). И поэтому Он задумал нисхождение миров до [миров] Брия, Ецира и Асия только как проект строительства дома, который сначала представляется в мозгу, а затем его вычерчивают на бумаге, и только затем начинают строить на деле. Раз так, то все время, пока проект находится только в мозгу и на бумаге, что является метафорой миров, предшествующих [мирам] Брия, Ецира и Асия, это еще не само строительство, а лишь подготовительные работы. И только, когда на деле начинают строить, тогда непосредственно возводится строение, и это является метафорой [миров] Брия, Ецира и Асия и душ. {Вопрос. Почему для исправления, о котором говорится, недостаточно души Адама hаРишон, но было нужно множество душ? Ответ. После прегрешения разделилась его душа на шестьсот тысяч частей. Какова извлекаемая из этого польза, он объясняет в Паним Масбирот, лист 56, начиная со слов «И тебе необходимо знать». Тщательно разберись в том, что там написано}}.

Однако как сам человек при том, что источником, из которого он создан, является Мальхут, находящаяся на ступени получающего ради получения, может достичь ступени получающего из альтруистических побуждений, разве есть связь между этими двумя ступенями?! Ответ (улучшение третье). Ибо для этого человек должен вобрать в себя и высшие ступени, которые находятся выше Бхины Далет, чтобы был он готов совершать добрые дела, характеризующиеся как альтруистические. И таким образом, благодаря занятиям Торой и заповедями, он должен обрести также и альтруистическую мотивацию. И это происходит именно с помощью Цимцум Бет. Следовательно все объединение Атрибута Милосердия с Атрибутом Суда подготовлено в основном ради душ. И поскольку серия исправлений относится к низшему, то он развивается, проходя серию ступеней в определенном порядке, чтобы работа совершалась постепенно и это было низшему по силам. И если бы человек исходил из обстоятельств присущих Парцуфам [мира] Адам Кадмон, то есть находился на ступени получающего ради получения, то он весь состоял бы из ступени Халаль Пануй (пустого пространства), то есть в нем бы не светило никакого Света, ибо Бхина Далет, которая должна была бы быть источником тела человека, вся находилась бы ниже ног [мира] Адам Кадмон, то есть была бы ступенью получающего ради получения.

предыдущий пункт                                                                                                                                 следующий пункт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments